Градиентные светофильтры – какие бывают и зачем нужны.

Градиентные светофильтры – какие бывают и зачем нужны.
16.09.2019
Градиентные светофильтры – какие бывают и зачем нужны. В этой статье: рекомендации и примеры использования.
Как упоминалось в статье, посвященной нейтрально серым светофильтрам, цифровая эра в фотографии просто взяла и отменила целые группы этих фото-принадлежностей, оставив о них только упоминая в статьях об истории фотографии. Однако, есть еще некоторые группы светофильтров, которые могут позволить нам достичь эффектов «прямо из коробки», т.е. просто применив светофильтр непосредственно во время съемки.
 
Наиболее часто светофильтры используются в таком жанре фотографии как пейзаж.
Более того, есть светофильтры, которые используются только в пейзажной фотографии. Во всяком случае мне не известны случаи использования нейтральных градиентных светофильтров в других жанрах. Вот об этих самых градиентных нейтральных светофильтрах (GND) мы и поговорим.Для начала давайте разберемся какими бывают градиентные светофильтры
Прежде всего обращаем ваше внимание на то, что далее пойдет речь именно о светофильтрах нейтральной плотности, т.е. о тех, которые не влияют на цвет, а лишь уменьшают световой поток.
 
Первый способ классификации этих светофильтров – это по типу оправы. Они бывают в круглых резьбовых оправах, которые навинчиваются на объектив, как и другие виды фильтров, и бывают в виде прямоугольных пластин, не имеющих собственной оправы.
 
Так вот, опираясь на эту систему классификации, настоятельно не рекомендуем приобретать градиентные светофильтры в классической круглой оправе. Дело в том, что они будут обязывать фотографа размещать линию горизонта всегда строго по центру кадра, а это, как мы все видим, не является лучшей компоновкой при съемке пейзажа. Поэтому весь рассказ об этой группе градиентных фильтров на этом и закончим.
 
Перейдем к рассмотрению «настоящих» градиентных фильтров, успешно применяемых в пейзажной фотографии. Это стеклянные или полимерные пластины прямоугольной формы. Часть фильтра затемнена, а вторая половина совершенно прозрачна.
 
Чем отличаются градиентные светофильтры?
Во-первых, это материал, из которого они изготовлены. С этих позиций фильтры можно разделить на две основные группы. Как уже указывалось, они могут быть стеклянными и полимерными. При этом у каждой из этих групп есть свои преимущества, если стеклянные гораздо более долговечны и оптически лучше, то полимерные, за то, намного легче, что часто бывает немаловажным при формировании пейзажного набора аксессуаров фотографами.
 
Далее, градиентные светофильтры бывают двух основных типов исходя из формирования самого перехода градиента от темного к светлому. Переход бывает мягким (soft-step), когда граница перехода от темного к светлому достаточно размыта и сравнительно широкая и вторая группа – когда граница перехода узкая и переход от темного к светлому происходит достаточно контрастно (hard-step). Первая группа применяется тогда, когда линия горизонта имеет не идеально ровный профиль. Например, на горизонте находятся небольшие горы, или лес. Вторая группа используется чаще при съемке морских, или пустынных закатов/рассветов. В этом случае линия горизонта представляет собой ровную прямую, а сам переход между светлым закатно-рассветным небом и темным, например, морем, очень резкий и контрастный. В последнем случае используется градиентный светофильтр с жесткой границей перехода.
 
Следующий важный параметр градиентных светофильтров – это степень затемнения. С этих позиций градиентные светофильтры очень похожи на нейтрально-серые. Степень затемнения обычно обозначена на самих фильтрах и чаще всего выглядит следующим образом: ND2, ND4, ND8. Цифра после букв указывает на степень затемнения и, соответственно, на уменьшение экспозиции в затемненной части. ND2 – одна ступень, ND4 – две ступени, ND8 – затемнение на три экспозиционных ступени. Сразу скажем, что использование самых слабых нейтральных градиентных фильтров мало сказывается на конечном результате, поэтому приобретать такие фильтры целесообразно только для коллекции. Реальное влияние фильтра на конечном изображении можно наблюдать при использовании плотностей от ND4 и выше.
 
Среди производителей качественных прямоугольных нейтральных фильтров следует упомянуть такие компании как Lee Filters, Cokin, Singh-Ray и другие.
 
Сегодня мы хотим познакомить вас еще с одной, не широко известной компанией, но несмотря на это, выпускающей очень качественные светофильтры для фотографии, это компания NiSi.
 
А в связи с этим, также познакомить и с еще одним типом нейтральных градиентных фильтров – так называемые обратные нейтральные градиентные фильтры.
 
Этот тип градиентных фильтров отличается от других тем, что край темной части фильтра имеет некоторое снижение плотности по сравнению с остальной затемненной частью.тот тип фильтров предназначен для съемки закатов и рассветов в ситуациях, когда выше находящегося над самым горизонтом солнца, имеются облака, которые, как правило хорошо им освещены, но при использовании обычных градиентных фильтров они получаются избыточно затемненными. Это делает картинку не такой красивой, как мы наблюдали вживую при съемке. Задачей же обратного градиентного фильтра является не только затемнить яркую часть кадра ближе к горизонту, но и оставить незатронутыми облака, которые находятся значительно выше линии горизонта. Таким образом яркость этого участка кадра будет гораздо больше соответствовать той картинке, которую мы наблюдали глазами, снимая утренний/вечерний пейзаж.
 
О самих фильтрах можно сказать только хорошее. Изготовлены они из качественного оптического стекла, граница градиента ровная, область затемнения равномерная и не имеет цветовых оттенков. Фильтр имеет двустороннее просветляющее покрытие и поставляется в хорошем чехле, который позволяет не только удобно носить его в кофре, но и предохраняет хрупкое изделие от случайных ударов. Одним словом – очень качественный фото-аксессуар.
 
Короче – рекомендую.




Поделитесь с вашими друзьями!